Хантер

За дальнюю округу.

Пару недель назад мы с Кс решили немножко прокатиться. Ну немножко, это у нас как обычно всё вышло. Если не считать заправки у трассы, то первой серьезной остановкой у нас в тот день оказался город Псков. Там мы задержались надолго, о чем и расскажу.
Вообще, у меня было давнее желание посмотреть на памятник героям из повести Вениамина Каверина "Два капитана". Скульпторы М. Белов и А. Ананьев изобразили вымышленных капитанов Ивана Львовича Татаринова и Саню Григорьева в городском саду Пскова. Я не раз слышал, что и город Псков был выбран не случайно. Дело в том, что по замыслу Каверина город Энск, родина Сани - это и есть самый что ни на есть Псков. Оттого и памятник.
Словом, мне воспитаннику этой книжки - побывать в Энске было просто необходимо. Хотел давно, но руки не доходили.
А тут раз и доехали.
Припарковались на улице Некрасова, близ Городской думы. И сразу же оттуда пошли в сквер неподалеку, перед Псковской областной детской библиотекой имени В. А. Каверина. Там-то и встретили двух капитанов. Разумеется, я не мог не примазаться к людям, которых воспринимаю вполне одухотворенными. Ведь оба героя были списаны Кавериным с реально существовавших людей, а шхуна Св. Мария с реально существовавшей Св. Анны. Поэтому первая моя фотография разумеется случилась сразу с обоими капитанами.

Далее, мы отправились гулять по Пскову, который в моей голове от обилия впечатлений окончательно переплелся с Энском, да и открылся совершенно по новому. Вообще, я в Пскове бывал не раз. Однако, дважды я приезжал сюда совсем давно, а еще несколько раз уже не так давно пролетал проездом. И вот почему-то воспоминания остались не очень. Ну например, вместо того чтобы запомнить огромный и красивый кремль - у меня в памяти остался только раскопанный Довмонтов город. А вот старинных храмов в городе равно как и очень симпатичной набережной Псковы напротив кремля я вообще не помню.
И вот тут во время прогулки и открылись впервые глаза. Конечно, город очень историчен и по своему красив.
Центр, вот прямо начиная с того самого сквера где стоит памятник просто нашпигован старинными постройками.
Вот некоторые из них:

Церковь Новое Вознесение постройка XV в.

Церковь Анастасии Римлянки постройка XV в.

Церковь Анастасии Римлянки XV в. с другого ракурса:

Кстати, чтобы не забивать ленту исключительно храмами пятнадцатого века, отвлекусь снова на сквер неподалеку от памятника и покажу устройство, которое непременно вызывает ассоциацию или с чем-то легким и веселым из детства, или с фильмом ужасов...

Но поехали далее.
Храм Святого Василия Великого на Горке 1413 год постройки.

Внутренняя отделка храма Святого Василия Великого. Складывается ощущение полной аутентичности.
Ну почти полной.

А это уже чуть в стороне от предыдущих храмов, памятник Великой княгине Ольге в Детском парке который установлен на пересечении Октябрьского проспекта и Советской улицы. Это мы уже значительно продвинулись в сторону самого сердца города - псковского Кремля или Крома как его тут называют.

От памятника Ольге мы дошли до Ольгинского моста, в процессе ходьбы с жаром обсуждая происхождение княгини, считающейся здесь покровительницей города. Вышли в начало моста и тут у меня отвалилась челюсть. Ни одно воспоминание из моей головы не давало такой картины.
Налево, открывался вид на старую набережную с практически крепостной стеной вдоль берега (любая Нева с "береговым её гранитом" обзавидуется), вдали виднелись Преображенский собор и Свято-Преображенский Мирожский монастырь (на фото их нет, только набережная).

А пройдя под мостом направо мы вышли к самому Псковскому Крому. Тут у меня вот совсем сердечко ёкнуло, потому как старые крепости я очень люблю.

Вот он Кром. Кстати, тоже любопытное название. Не Кремль, а Кром. Слово пошло от слова "корм" то бишь еда. Корабельная корма, закрома как склады, укромные или тайные кромешные места - все однокоренные и так или иначе говорят о еде, питании и неком складировании припасов. Кстати, и слово Кремль - это более отдаленное и искаженное написание все того же Крома. Вот и Псковский Кром был по сути хранилищем до XVI века. Он охранялся, там находились запасы еды, оружие и необходимое имущество, а воровство оттуда каралось смертью.
Ну и место для Крома располагало. С трех сторон он окружен стенами и сливающимися реками Псковой и Великой. С четвертой был прорыт ров.
Вот по мощи и неприступности, мне Псковский Кром чем-то напомнил систему укреплений старого Таллина. Такая же мощь уходящая вверх, такие же многоуровневые стены. Да впрочем, дальше будет видно о чем я говорю. А пока что вот кусочек крепостной стены Крома у Давмонтовой башни.

А вот гордая надпись, которую мы сфотографировали со льда Великой реки все-таки вызывает некоторые сомнения и легкий скепсис:

Мы выбрались на середину Великой, чтобы поснимать Кром, но и за под мостом обнаружилось интересное.
На фотографии между быками моста видны здания сначала Клементовской церкви на Красноармейской набережной, а затем почти по центру фотографии - церковь Архидиакона Стефана, за ней Преображенский Собор и Келиями братские вблизи впадения р. Мирожки в Великую.

Ну, а когда смотришь на берег - все уже совсем круто: Псковский Кром-Кремль и Троицкий собор. Мне вообще сами крепостные стены еще чем-то напоминают крепость Нарва, вот не ту, что Ивангород, а с другой стороны реки.

Возможно, это лучше видно по очертаниям Довмонтовой башни. Довмонт, кстати весьма яркий персонаж о котором вполне можно почитать в интернете и в умных книжках. Сам же по себе литовец, князь, отменный рубака и воевода, после крещения - Тимофей, правивший во Пскове с 1266 по 1299 год. Довмонт не раз разбивал литовцев и немцев, в том числе в Раковорской битве у моего любимого Рааквере. Муж доблести и чести безупречной, на немец лютый до смерти.
Пожалуй башня носящая его имя, характер покойного князя отражает в полной мере:

А между делом, мы дошли до двух башен. Ближайшая - "Плоская", чуть подальше "Высокая".
Зима, не видно. А на самом деле они, эти башни расположены на разных берегах реки Псковы, именно тут впадающей в Великую.
Башни лихорадочно отстраивают. Даже в выходные дни трудятся угрюмые бородатые мужики. Я хотел подойти и поинтересоваться причиной спешки, однако все и так очевидно.
Полагаю, швед и немец снова зашевелился. Других причин не вижу. С другой стороны, Александр Невский тут уже давненько погулял, могли и подзабыть собаки. А тогда вновь отстроенные укрепления вполне валидны.

А это Кутекрома Крома. Куте - угол. Про Кром мы уже говорили.
Стало быть северная, угловая и крайняя башня Кремля. Плоская башня, которую мы чуть выше вспоминали расположена чуть дальше и служит уже следующей линией укреплений, поэтому к башням Крома строго говоря не относится.

Кутекрома изнутри.

Вид на Великую через бойницу. В очередной раз сердце взбрыкнуло и захотело убить какого-нибудь неловкого захватчика.

А вот тут уже гораздо более очевидная фотография слияния рек Псковы и Великой между Плоской и Высокой башнями.

Далее, мы пошли вдоль крепостных стен уже по берегу Псковы. Это вид на Среднюю башню и Троицкий собор.

И напротив Крома, Советская набережная Псковы - такая не советская.

Нам очень понравился Троицкий мост пересекающий Пскову. Пришлось фотографировать и его.

А также с него:

Ну и вот все сразу, одним комплектом с Троицкого моста: Советская набережная, на река Пскова, Псковский Кром и Троицкий собор.

Еще не закончился Троицкий мост, а уже начался старый город. Совсем старый город. Немощный и печальный.
Эта сторона меня сильно разочаровала, потому что безусловно, при определенном уходе все эти дома могли бы выглядеть просто великолепно.
Но... Как у нас нередко бывает, мы имеем то, что заслужили.
Далее, будет несколько фотографий тоже по сути исторического центра Пскова, которые мне совершенно не хочется комментировать.

Доходный дом Сафьянщикова:

Ул. Леона Поземского:

Ул. Труда:

Вид на храм Косьмы и Дамиана:

Ул. Труда д. 7:

Двор на улице Труда 7 с одной стороны:

И тот же двор на улице Труда 7 с другой стороны, буквально через несколько метров.

ОЧЕНЬ СТАРЫХ мастеров

Всё там же.

Ну и в итоге нагулявшись по всей этой скорбной местности мы вернулись на Троицкий мост р. Пскова и отправились уже вовнутрь Крома осмотреть Троицкий собор. Мост определенно приглянулся не только мне.

Снова Псковский кремль и Троицкий собор

Это Кс меня запалила через бойницу у ворот Крома:

И вот мы заходим в Кром. Все-таки есть что-то от Таллина в этих стенах окружающих тебя. Неуловимое, но есть.

Троицкий собор изнутри:

Вот мне до сих пор очень любопытно что это за гербы такие. Может кто знающий подскажет?

Ну и внутреннее убранство Троицкого собора - это что-то совершенно умопомрачительное. К сожалению, фотоаппарат всё равно не передает всей красоты и высоты... Да, высоты. Когда там смотришь вверх, начинает кружиться голова.
Я пожалуй промолчу. Сюда стоит прийти, хотя бы для того, чтобы увидеть все своими глазами.

Троицким Собором мы закончили активную фазу беглого осмотра Пскова и его архитектуры. Решили, что вернемся, когда потеплеет.
А сейчас нужно было перекусить и решить что мы делаем дальше. На карте маячила Белоруссия, выбор стоял между Витебском и Полоцком, а также междук некоторыми местечками Псковской губернии.
Мы ушли в какой-то японский ресторан, заказали еды и углубились в навигаторы просчитывая варианты дальнейшей неспланированной поездки.
Куда попали в итоге, я расскажу в следующий раз. Чуть позже.
А пока что вот фотки путешественников с навигаторами в руках:

Вид с Троицкого моста почему-то до боли напомнил Троицкое предместье совсем другого города..
Отлично съездили, ящетаю.
А, ну да, кстати. Впрочем, я не настолько хорошо знаком с Минском, как может показаться.
А вообще, на удивление удобно работать с фотографиями из ВК тем, кто не может и не умеет завести свой фотохостинг
Да сговорились вы сегодня все, что ли...

Я тебе всё-таки капну, фотки слишком тяжёлые и пережатие средствами HTML поганит (не архисильно, но всё-таки) качество.