Як-52

Петля Нестерова.

Она же "мёртвая петля", сегодня отмечает сто четыре года со дня исполнения.

Девятого сентября 1913-го года, Петр Нестеров впервые в истории выполнил фигуру высшего пилотажа "мёртвая петля" над Сырецким полем в Киеве.
Сама теория "Мертвой петли" была выдвинута еще в 1891 г. российским ученым, Н.Е. Жуковским. По его мнению, птица или планер могли двигаться по траектории, не имеющей точек перегиба и представляющей некоторые петли. Однако, на протяжении 20-ти лет эта теория оставалась теорией, в силу несовершенства летательных аппаратов.



Looping.png

История авиации написана жирными чернилами, которые зачастую оказываются красными. Так в 1910-м году, впервые попытался подтвердить теорию практикой американский летчик Арчибальд Хоксей на аэроплане "Wright Model". Однако, из-за недостаточности тяги его самолет, свалился в штопор и разбился вместе с пилотом. Хоксей не выжил. В Америке эксперименты с "мертвой петлей" были запрещены, однако за нее усердно принялись Франция и Россия.


В период с 1910 по 1912 во Франции погибли или были серьезно травмированы несколько лётчиков, пытавшихся повторить эксперимент. Особенных результатов добиться не удалось. Ближе всех к исполнению приблизился авиатор Адольф Селестен Пегу, который 14 сентября 1913 г. впервые в мире совершил управляемый полёт колесами вверх. За успехами А. Пегу из России пристально наблюдал лётчик Петр Николаевич Нестеров.
Становилось очевидным, что в ближайшее время Пегу добьется своего, и Нестеров, махнув рукой на собственную безопасность пошел на риск, решив опередить конкурента и первым осуществить выполнение мертвой петли:
27 августа (9 сентября) 1913 г. в 18 часов 10 минут поручик П.Н. Нестеров, поднявшись на «Ньюпоре-IV» на высоту 1000 м, остановив мотор, начал планировать почти вертикально вниз.


На высоте 600–800 м от поверхности земли лётчик включил мотор, выровнял рулем высоты аэроплан, поставил его носом кверху, повернул на спину и, опять перейдя в вертикальное положение носом вниз и замкнув таким образом кривую в вертикальной плоскости, выключил мотор и нормальным планирующим спуском приземлился на стартовой площадке того же Сырецкого военного аэродрома (г. Киев). Весь поворот в вертикальной плоскости был проведен без перегибов, плавной кривой в течение 6–8 секунд.
Выписка из протокола, составленном специальной комиссией 27 августа (9 сентября) 1913 г.

Петля Нестерова, как позднее её стали называть, унесла еще очень много жизней, ведь желающих повторить подвиг Петра Николаевича хватало, а авиация на заре прошлого века была еще совсем молодой. Большинство катастроф происходило не только из-за некачественной авиационной техники, но и вследствие неподготовленности и неспособности отдельных лётчиков правильно управлять своими машинами. Сам Нестеров в апреле 1914-го едва не погиб при повторении эксперимента. Но, последователи множились, техника улучшалась, свойства летательных аппаратов тоже. Далее были Первая и Вторая мировые войны, множество конфликтов с применением авиации по всему миру, и повсеместное применение "Петли Нестерова" уже различных школах воздушного боя в военной авиации мира и разумеется как фигуры высшего пилотажа.



regnum_picture_14881957161218758_normal.jpg